During the night, the entire car was covered with a thin layer of ice. The windshield was covered with the same layer from the inside. It is understandable - not May. August. But I was not covered with ice, it was not even cold in my sleeping bag.
29 августа 2018 года.
За ночь вся машина покрылась тонким слоем льда. Таким же слоем покрылось изнутри лобовое стекло. Оно и понятно – не май месяц. Август. Но я льдом не покрылся, даже холодно не было в спальнике. Машину не заводил, и не потому что бензина жалко – просто не холодно мне было. Кстати, о бензине. Утром достал канистру, перелил, получилось чуть меньше полбака. Как выяснилось, вопрос с диз.топливом еще можно было бы решить в этих местах, а вот бензин только на заправке в Барскауне. Хватит до заправки, должно хватить – повторил я дважды… И поехал домой.
Обратная дорога по горам была отмечена хорошей погодой. Выехал в 7.45, выспался полностью, головная боль прошла – акклиматизация, однако. Засадный участок пути по селевому выбросу и мостик были встречены, как старые знакомые – радостно. На кордоне в Карасае служивый опять захотел, чтоб я посетил их офис, но потом раздумал и открыл дорогу.
Спустившись с перевала Суек и очутившись в долине Арабель, возникла у меня мысль остановится здесь на ночёвку, погулять по тундре. Именно по тундре – много воды, зеленая низкая трава, мох, есть слегка заболоченные участки и очень короткое, снежное лето. Самый край альпийской зоны, горная тундра, выше только скалы и снежники. Но посмотрев на юг и увидев выползающие из-за перевала тучи, я сразу вспомнил вчерашний снег и понял – то, что «прокатило» на 2800 метрах (приятная ночёвка) может «не прокатить» на 3500, вымерзну однозначно. Опять же – лёд от замёрзших ручейков на дороге с перевала даже не думает пока таять, несмотря на то, что время уже одиннадцать часов и светит яркое солнце.
Так что проехав реку Арабельсу, прекрасным видом озёр Джашилкёль я наслаждался издали. От этих озёр, кстати, и начинается упомянутая река, бегущая по долине почти до «Кумтора». Там она впадает в реку Кашкасу, к этой дружной компании присоединяется река Майтор и вот вам, пожалуйста – получился Тарагай, река Нарын.
Вчера, поднимаясь на перевалы Сарымойнок и Барскаун, всё время обгонял грузовики, идущие на Кумтор. Сегодня они идут мне навстречу, приходится прижиматься к обочине и, вообще, останавливаться и пропускать их на серпантинах. Движение у них организовано прекрасно, с машинами сопровождения в голове и хвосте колонны, но вот на виражах они никак не вписываются в свою полосу, занимают всю дорогу. Я, собственно, без претензий, работка у них ещё та…
Ну а вид с перевалов открывается великолепный – один из тех немногочисленных случаев, когда природа и сооружения лишь дополняют друг друга.
На реке Сары-Мойнок «головокружительная» дорога с перевалов заканчивается и дальше она плавно спускается по ущелью. Снова проезжаю через шлагбаум – как оказалось, это экологический пост. Снова меня записывают в журнал, но к счастью, не обыскивают. А то мне тут понарасказывали, что на этом посту при выезде экологи осматривают машины, ищут оружие, добытое мясо диких животных и т.д. и т.п. Честно говоря, так и не понял смысл этого поста. Учёт? Какой учёт можно провести по бумажным журналам? Они там не могут найти, кто вчера проезжал, снова всё спрашивают и пишут. Анализ посещаемости и глубину воздействия на экологическую ситуацию района. Ага, анализ по бумажным носителям… Да и что такое весь остальной транспорт по сравнению с «кумторовскими стадами»? Ну да ладно – сидят несколько смен по три мужика, получают какую-то зарплату и хорошо.